Договор транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых грузов
Описание документа
Для чего нужен этот договор?
Если ваша компания занимается импортом или экспортом товаров, то вы знаете, насколько сложна международная логистика. Это не просто «отвезти из точки А в точку Б». Это таможенное оформление, работа с портами и аэропортами, железнодорожные перевозки через границы, оформление кипы документов на разных языках, согласование с десятками подрядчиков. Один неверный шаг – и груз застревает на недели, а вы несете убытки.
Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) внешнеторговых грузов создан именно для таких ситуаций. По этому договору вы нанимаете профессиональную компанию-экспедитора, которая становится вашим единым окном и надежным партнером во всех логистических вопросах. Вы передаете ей головную боль, связанную с организацией перевозки, а сами сосредотачиваетесь на своем основном бизнесе – продажах и закупках.
Кто такие Заказчик и Экспедитор?
Заказчик – это ваша компания, которая является владельцем груза (экспортер или импортер). Вы ставите задачи, предоставляете информацию о грузе и платите за услуги.
Экспедитор – это ваш логистический интегратор. Он не обязательно владеет грузовиками или судами, но он знает, как наилучшим образом организовать всю цепочку движения вашего груза, используя услуги различных перевозчиков и терминалов.
Что входит в обязанности Экспедитора? Это ваш внешний логистический департамент.
Обязанности экспедитора по этому договору чрезвычайно широки и охватывают весь цикл международной перевозки:
- Консалтинг и планирование: Экспедитор помогает вам правильно сформулировать транспортные условия в ваших внешнеторговых контрактах (так называемые Инкотермс), чтобы избежать лишних и рисков. Он планирует перевозки на год, квартал и месяц вперед.
- Организация перевозок: Он выбирает оптимальные маршруты и виды транспорта (море, ж/д, авто, авиа), заключает договоры с перевозчиками, фрахтует суда.
- Работа в портах и на границах: Это одна из ключевых задач. Экспедитор организует всю работу в портах: погрузку/выгрузку, переупаковку, взвешивание, отбор проб. Он контролирует процесс, составляет акты в случае повреждения груза, решает проблемы на месте.
- Документооборот: Он готовит, проверяет и отправляет все необходимые транспортные и товаросопроводительные документы (коносаменты, накладные, сертификаты), а также документы для банка для проведения расчетов с вашими иностранными партнерами.
- Взаиморасчеты: Экспедитор производит расчеты с портами, железными дорогами, иностранными экспедиторами, а вы потом возмещаете ему эти расходы.
- Специальные услуги: Организация страхования груза, фумигации (обеззараживания), получение необходимых разрешений, работа с негабаритными грузами.
Что требуется от вас, как от Заказчика?
Для эффективной работы экспедитора вам необходимо:
- Своевременность и точность: Вовремя предоставлять все виды заявок и планов на перевозки. Чем раньше и подробнее вы сообщите о своих , тем лучше экспедитор сможет подготовиться.
- Четкие инструкции: Выдавать подробные поручения и разнарядки на отгрузку с полными реквизитами. Неполная информация – главная причина задержек.
- Документы и доверенности: Обеспечить экспедитора всеми необходимыми доверенностями для действий от вашего имени, а также предоставить все разрешительные документы на груз (сертификаты, лицензии).
- Финансирование: Своевременно возмещать экспедитору все понесенные им расходы и оплачивать его комиссионное вознаграждение.
Финансовые условия и ответственность
Расчеты: Вы оплачиваете два типа затрат: 1) Фактические расходы экспедитора (счета от перевозчиков, портов и т.д.), которые он предъявляет вам с подтверждающими документами. 2) Собственное вознаграждение экспедитора за его работу, которое рассчитывается по тарифам, указанным в приложении к договору.
Ответственность: Важно понимать, что экспедитор – это организатор, а не страховщик. Его ответственность за сохранность груза ограничена и, как правило, не покрывает его полную стоимость. Он отвечает за груз на своих складах, но не несет ответственности, например, за хищение в пути или повреждение при исправной перевозке. Поэтому вам, как владельцу груза, настоятельно рекомендуется самостоятельно страховать свои грузы на все время перевозки.
Кому подойдет этот договор?
Этот договор незаменим для:
- Компаний, регулярно осуществляющих импорт или экспорт.
- Бизнесов, которые хотят оптимизировать свои логистические издержки и процессы.
- Компаний, у которых нет собственного мощного логистического подразделения.
- , кто работает со сложными или специфическими грузами (негабарит, опасные грузы, скоропорт).
Используя данный типовой договор, вы получаете сбалансированный и проработанный инструмент для построения долгосрочных и надежных отношений с логистическим партнером, который возьмет на себя всю операционную работу и позволит вам сосредоточиться на развитии вашего внешнеторгового бизнеса.
ДОГОВОР НА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ
г. ____________________ __ «___» _______________ 2025 г.
____________________ ____________________ ___________________ в лице ____________________ ____________________ ___________________, действующего на основании ____________________ ____________________ ___________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и ____________________ ____________________ ___________________ в лице ____________________ ____________________ ___________________, действующего на основании ____________________ ____________________ ___________________, именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Экспедитор принимает на себя обязательства за установленное вознаграждение и за счет Заказчика выполнить или организовать выполнение услуг, определенных настоящим Договором, которые связаны с перевозкой и комплексным транспортно-экспедиторским обслуживанием (ТЭО) внешнеторговых грузов, относящихся к номенклатуре Заказчика.
1.2. Заказчик поручает, а Экспедитор принимает на себя организацию перевозок экспортных и импортных грузов с использованием всех видов транспорта, а также осуществление их ТЭО в морских и речных портах, на специализированных базах и транспортно-экспедиторских центрах (ТЭЦ) Экспедитора, на пограничных железнодорожных станциях, автомобильных переходах и в международных аэропортах, расположенных на территории Российской Федерации и других государств.
Этот раздел определяет суть всего соглашения. Компания-Заказчик, занимающаяся внешней торговлей, нанимает профессионального Экспедитора для того, чтобы тот взял на себя всю сложную логистику. Экспедитор не просто перевозит грузы, а организует полный цикл: от планирования и оформления документов до фактической перевалки грузов в портах, на границах и в аэропортах по всему миру. Он действует как ваш единый логистический оператор, экономя ваше время и избавляя от необходимости взаимодействовать с десятками разных транспортных и портовых служб. Услуги оказываются за ваш счет, а Экспедитор получает за свою работу и организацию согласованное вознаграждение.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Обязательства Экспедитора включают в себя обширный перечень функций, направленных на полное логистическое сопровождение внешнеторговых операций Заказчика. Экспедитор обязуется организовывать перевозки и ТЭО грузов на основании заявок Заказчика, предоставлять консультации по оптимизации транспортных условий контрактов и выбору маршрутов, осуществлять планирование перевозок (годовое, квартальное, месячное), согласовывать планы с транспортными организациями. Он также выполняет операции в портах: переупаковку, взвешивание, отбор проб, оформление документов, производит расчеты с портами и другими организациями за различные услуги, составляет и сдает в банки расчетные документы для взаиморасчетов с иностранными фирмами, контролирует процесс перевалки грузов и ведет их оперативный учет. Экспедитор участвует в составлении актов при нарушении сохранности груза, организует экспертизы, фумигацию, страхование, предоставляет информацию по тарифам, заключает договоры с перевозчиками (в том числе с иностранными) и осуществляет полный комплекс ТЭО на всех этапах движения груза.
2.2. Обязательства Заказчика заключаются в обеспечении Экспедитора всей необходимой информацией и документами для бесперебойной работы. Заказчик обязан предоставлять доверенности Экспедитору для выполнения им своих функций, своевременно направлять все виды заявок и планов на перевозки (годовые, квартальные, месячные), выдавать поручения и разнарядки на отгрузку грузов с указанием всех необходимых реквизитов. Заказчик должен обеспечивать надлежащую упаковку грузов, предоставлять специальные инструкции по обращению с особыми грузами, обеспечивать наличие всех разрешительных документов (ветеринарных, санитарных, карантинных и т.д.), возмещать Экспедитору все фактические расходы и уплачивать согласованное комиссионное вознаграждение.
2.3. Стороны обязуются проводить сверку взаимных расчетов в срок _______________ с момента _______________, по итогам которой составляется соответствующий акт.
Это самый объемный и важный раздел договора, который детально расписывает, кто за что отвечает. Обязанности Экспедитора поистине всеобъемлющи – он выступает в роли вашего внешнего логистического департамента. Он не только «заказывает машины», но и думает наперед: советует, как лучше прописать условия в контракте, чтобы сэкономить; планирует перевозки; общается с портами, железными дорогами, авиакомпаниями и иностранными партнерами; готовит и проверяет кипы документов; решает проблемы на месте (если груз пришел поврежденным). Со своей стороны, Заказчик должен быть идеально организован: вовремя предоставлять точные и полные данные, давать четкие инструкции и обеспечивать финансирование. Успех всего предприятия зависит от слаженного тандема: Экспедитор – профессионал в логистике, а Заказчик – экспертен в своем товаре и коммерческих условиях.
3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Заказчик производит возмещение Экспедитору всех понесенных расходов (включая валютные), возникающих в процессе перевозки грузов, на основании представленных Экспедитором счетов с приложением подтверждающих платежных документов от перевозчиков и экспедиторов. Оплата счетов осуществляется в установленном порядке по их предъявлении.
3.2. Оплата услуг по организации перевозок и ТЭО внешнеторговых грузов производится Заказчиком в соответствии с тарифами и ставками, указанными в Приложении к настоящему Договору.
3.3. Расчеты за оказанные услуги Заказчик осуществляет непосредственно с теми подразделениями (организациями) Экспедитора, которые эти услуги оказывали.
Финансовая сторона сотрудничества строится на двух основных потоках. Первый – это возмещение Экспедитору всех его фактических затрат. Вы платите не «с потолка», а по предъявленным счетам и чекам от перевозчиков, портов и т.д. Второй поток – это прямое вознаграждение (комиссия) самому Экспедитору за его работу и организаторские услуги, которое рассчитывается по тарифам из приложения к договору. Такой подход обеспечивает прозрачность: вы видите, за что платите, и понимаете структуру затрат. Расчеты часто ведутся напрямую с региональными филиалами Экспедитора, которые непосредственно оказывали услуги, что упрощает бухгалтерский учет.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение своих обязательств в соответствии с законодательством РФ. Сторона, нарушившая условия, обязана устранить нарушения. Ответственность за действия привлеченных третьих лиц несет сторона, их привлекшая.
4.2. Экспедитор несет ответственность за убытки Заказчика, вызванные утратой или повреждением груза, переданного ему на хранение, при доказанной вине Экспедитора, а также за ухудшение качества груза из-за ненадлежащего хранения на его складах. При этом Экспедитор не отвечает за хищения с транспортных средств, внутритарную недостачу при исправной таре и за несоблюдение сроков перевозки при правильном оформлении документов. Размер ответственности за утрату/повреждение груза ограничен _______________ рублей за килограмм веса. Общая ответственность за ненадлежащее исполнение договора ограничивается размером вознаграждения Экспедитора.
4.3. Заказчик несет ответственность за убытки Экспедитора, вызванные ненадлежащим исполнением договора, непредъявлением груза (в размере штрафов от транспортных компаний), простоями транспорта по его вине, необоснованным отказом или задержкой оплаты счетов.
Этот раздел уравновешивает риски сторон. Ответственность Экспедитора, хоть и прописана, но имеет важные ограничения. Он отвечает за сохранность груза на своих складах, но не несет ответственности за многие форс-мажорные ситуации в пути (хищение, повреждение при исправной перевозке), особенно если все документы оформлены правильно. Его максимальная ответственность за груз ограничена суммой на килограмм, а общая ответственность по договору – размером его комиссии. Это стандартная практика в экспедиции, которая отражает, что Экспедитор – организатор, а не страховщик на полную стоимость груза. Заказчик, в свою очередь, отвечает за свои просчеты: срыв подачи груза, задержки оплаты, которые приводят к штрафам для Экспедитора.
5. ПРЕТЕНЗИИ
5.1. Претензии по Договору предъявляются в течение _______________ с момента возникновения основания для их предъявления.
5.2. Датой предъявления претензии считается дата принятия почтового отправления.
5.3. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть и ответить на нее в течение _______________ с момента получения.
5.4. Стороны взаимно не предъявляют претензий, сумма которых не превышает _______________ рублей.
5.5. Претензии к Экспедитору рассматриваются тем его подразделением, которое непосредственно оказывало услуги.
Здесь устанавливается четкий регламент решения мелких и крупных конфликтов. Прописываются сроки для предъявления претензий и для ответа на них, что дисциплинирует обе стороны. Важный момент – введение «несущественной» суммы претензий, которая не предъявляется. Это разумное правило, которое избавляет стороны от бесконечных разбирательств по мелочам и позволяет сосредоточиться на действительно важных вопросах. Также логично, что претензии рассматриваются по месту оказания услуги – тем филиалом, который работал с грузом, так как у него есть вся первичная информация.
6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Все споры и разногласия между Сторонами подлежат разрешению путем переговоров.
6.2. В случае невозможности урегулирования спора путем переговоров, он передается на рассмотрение в Арбитражный суд _______________ в соответствии с законодательством РФ.
6.3. Во всем, что не урегулировано Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Стандартная для договоров процедура эскалации конфликта. Первый и обязательный шаг – всегда переговоры. Если найти компромисс не удается, следующая и последняя инстанция – арбитражный суд, конкретный который нужно указать в договоре. Это юридическая «страховка» на самый крайний случай, когда все другие возможности исчерпаны.
7. ФОРС-МАЖОР
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств, если оно вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (чрезвычайными и непредотвратимыми).
7.2. Сторона, подвергшаяся действию форс-мажора, обязана незамедлительно уведомить об этом другую сторону с предоставлением подтверждающих документов.
7.3. Неуведомление или несвоевременное уведомление о форс-мажоре влечет обязанность возместить убытки.
7.4. Если форс-мажорные обстоятельства длятся более _______________, стороны проводят переговоры о поиске альтернативных способов исполнения договора.
Этот пункт описывает правила игры в исключительных ситуациях, когда выполнить обязательства невозможно по независящим от сторон причинам (войны, стихийные бедствия, действия правительств и т.д.). Главное – сторона, попавшая в форс-мажор, должна немедленно и официально известить об этом партнера. Если проблемы затягиваются, стороны совместно ищут выход из сложившейся ситуации.
8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
8.1. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения обязательств. Непосредственное оказание услуг осуществляется с момента подписания до «___» _______________ 20__ г.
8.2. Если ни одна из сторон не заявит о расторжении за _______________ дней до окончания срока оказания услуг, договор автоматически продлевается на тот же срок.
8.3. Все изменения и дополнения к договору действительны только в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями.
8.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную силу.
8.5. Неотъемлемыми частями договора являются Приложения: Акт сдачи-приемки услуг (N __), Акт сверки расчетов (N __), Тарифы и ставки (N __) и другие.
Заключительные формальные положения. Они определяют срок действия договора и важное условие его автоматической пролонгации (продления), если стороны довольны сотрудничеством и не выразили желания его прекратить. Это удобно для долгосрочной работы. Подчеркивается, что все договоренности должны быть на бумаге, а основные рабочие документы (тарифы, акты) являются неотъемлемыми частями договора.
9. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
| Заказчик | Экспедитор |
| Юр. адрес: | Юр. адрес: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| Почтовый адрес: | Почтовый адрес: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| ИНН: | ИНН: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| КПП: | КПП: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| Банк: | Банк: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| Рас./счёт: | Рас./счёт: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| Корр./счёт: | Корр./счёт: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
| БИК: | БИК: |
| ____________________ __ | ____________________ __ |
10. ПОДПИСИ СТОРОН
Заказчик ____________________ _____
Экспедитор ____________________ _____
Скачать документ
Скачать документ в формате Microsoft Word (docx) без комментариев эксперта.