Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
Описание документа
Что такое договор перевозки грузов автомобильным транспортом?
Это официальный документ, который заключают между собой две стороны: тот, кто груз отправляет (Отправитель), и тот, кто его перевозит (Перевозчик). По сути, это подробная инструкция, которая отвечает на все вопросы: что, куда, когда и как должно быть перевезено, сколько это стоит и что будет, если что-то пойдет не так.
Такой договор необходим для защиты интересов обеих сторон. Отправитель получает гарантии, что его товар доставят в целости и сохранности в оговоренные сроки. Перевозчик — что его услуги будут оплачены. Без договора все отношения строятся на устных обещаниях, доказать что-либо в случае проблем будет крайне сложно.
Ключевые разделы договора и на что обратить внимание
1. Предмет договора и Спецификация
В самом начале договора описывается его суть: Перевозчик обязуется доставить груз, Отправитель — оплатить. Но главные детали скрываются в Спецификации (Приложение 1). Это самый важный документ в рамках договора, так как он индивидуален для каждой перевозки.
Что должно быть в Спецификации:
- Точные данные о грузе: название, вес, количество мест, стоимость. Не стоит писать «товар» или «оборудование». Указывайте точно: «холодильники модели , 50 шт.».
- Адреса: откуда забрать и куда привезти. Убедитесь, что адреса полные и понятны для водителя.
- Сроки: когда подать машину, сколько времени дается на погрузку/выгрузку, к какому числу груз должен быть доставлен. Реальные сроки избавят от конфликтов.
- Данные получателя: с кем должен связаться водитель, кому передать груз. Обязательно укажите телефон для связи.
- Тип машины: если вам нужен рефрижератор или тентованный фургон, так и пишите.
2. Условия перевозки: кто что делает
В этом разделе распределяются обязанности. В данном типовом договоре прописано, что погрузка и выгрузка — это задача Перевозчика. Это удобно для Отправителя, так как не нужно искать грузчиков. Однако на практике эти условия могут меняться. Всегда проверяйте, кто по договору должен грузить и выгружать, чтобы потом не возникло споров о том, кто должен платить за простой машины.
Отдельное внимание уделите пломбированию. Если груз ценный, требование об опломбировании кузова после погрузки — ваша защита от вскрытия и хирения в пути. Пломбу ставит Отправитель, а получатель проверяет ее целостность при приемке.
3. Оплата: прозрачность расчетов
Договор предусматривает смешанную форму расчетов: часть суммы — аванс перед перевозкой, оставшаяся часть — после доставки. Это справедливый и наиболее распространенный вариант.
Важные нюансы:
- Сумма НДС: обязательно выделяется отдельной строкой. Это важно для бухгалтерии.
- Срок оплаты: «в течение рабочих дней после доставки». Уточните, что считается подтверждением доставки (чаще всего это подписанная со стороны получателя транспортная накладная).
- Момент оплаты: деньги считаются уплаченными не когда вы их списали со счета, а когда они поступили на счет Перевозчика. Заложите на это 1-3 банковских дня.
4. Ответственность: «штрафные санкции»
Этот раздел — ваша страховка от недобросовестности партнера.
Для Отправителя:
- Если Перевозчик не подал машину вовремя или вообще не забрал груз — можно взыскать штраф.
- Если груз опоздал — можно требовать неустойку за каждый день просрочки.
- Если груз повредили или потеряли — можно требовать возмещения его стоимости.
Для Перевозчика:
- Если Отправитель не оплатил услугу вовремя — начисляются пени.
- Если груз не был готов к отправке и машина простаивала — можно взыскать плату за простой.
- Если Отправитель указал неверные данные о грузе (например, не сообщил, что он опасный или хрупкий), что привело к ущербу, — можно взыскать штраф.
Ключевой момент: Перевозчик не отвечает за порчу груза, если она произошла из-за плохой упаковки со стороны Отправителя. Упаковывайте товар так, чтобы он выдержал дорогу.
5. Обстоятельства непреодолимой силы (Форс-мажор)
Бывают ситуации, когда ни одна из сторон не виновата: ураган, наводнение, введение военного положения, крупная авария на трассе, закрывшая движение. Это и есть форс-мажор. При их наступлении стороны не штрафуют друг друга. Но есть обязанность: немедленно сообщить контрагенту о случившемся и, по возможности, предоставить документ, подтверждающий форс-мажор (например, справку из МЧС или от ГИБДД).
6. Разрешение споров: досудебный порядок
Никто не застрахован от конфликтов. Договор устанавливает четкий алгоритм их решения:
- Переговоры. Сначала всегда нужно попытаться решить вопрос мирно, созвониться или встретиться.
- Письменная претензия. Если договориться не вышло, следующий шаг — официальная претензия. Она отправляется заказным письмом с уведомлением. В претензии нужно четко изложить суть претензии, сослаться на пункты договора и ваши требования. Закон отводит Перевозчику 30 дней на ответ.
- Суд. Только если претензионный порядок не дал результатов, можно обращаться в арбитражный суд. Суд без доказательств попытки досудебного урегулирования может оставить иск без движения.
Заключение
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом — не просто формальность, а рабочий инструмент, который помогает строить прозрачные и надежные деловые отношения. Внимательно заполняйте все пункты, особенно Спецификацию. Не оставляйте «пустых» мест, которые можно трактовать двояко. Чем детальнее будут прописаны условия, тем меньше шансов для недопонимания и споров в будущем.
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
г. ______ «______» ____________ 2025 г.
____________________ ____ в лице ____________________ ____, действующего на основании ____________________ ____, именуемый в дальнейшем «Отправитель», с одной стороны, и ____________________ ____ в лице ____________________ ____, действующего на основании ____________________ ____, именуемый в дальнейшем «Перевозчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Перевозчик берет на себя обязательства по доставке груза, который передает ему Отправитель, в указанное место назначения и последующей выдаче его получателю. Со своей стороны, Отправитель обязуется произвести оплату за осуществленную перевозку груза согласно установленному тарифу.
1.2. В Приложении №1 к настоящему Договору содержится Спецификация, в которой детально определяются все ключевые параметры груза и условия его транспортировки, включая: наименование перевозимого груза; тип используемой упаковки; общее количество мест; вес брутто; заявленную стоимость; пункт отправления; дату и точное время предоставления транспортного средства; продолжительность погрузочных работ; пункт назначения; планируемые дату и время доставки; продолжительность разгрузки; полное наименование и реквизиты получателя (адрес, ОГРН, ИНН); размер провозной платы; наименование и тип транспортного средства; необходимое количество транспортных единиц.
1.3. Факт заключения Договора подтверждается составлением транспортной накладной, которая оформляется Отправителем.
В этом разделе описывается самая суть договора: кто что делает. Одна сторона (Перевозчик) обязуется перевезти груз, а другая (Отправитель) — оплатить эту услугу. Все детали о грузе, маршруте, сроках и стоимости выносятся в отдельное приложение — Спецификацию. Это удобно, так как при новых перевозках не нужно перезаключать весь договор, достаточно обновить приложение. Транспортная накладная служит официальным подтверждением того, что договоренности заключены и перевозка началась.
2. УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ И ОПЛАТЫ
2.1. Работы по погрузке груза на транспортное средство выполняются силами и за счет Перевозчика.
2.2. Работы по выгрузке груза из транспортного средства выполняются силами и за счет Перевозчика.
2.3. Все необходимое оборудование и приспособления, требуемые для безопасной погрузки, выгрузки и транспортировки груза, предоставляются и устанавливаются на транспортное средство Перевозчиком.
2.4. В случаях, когда это необходимо, процедура опломбирования транспортного средства после завершения погрузки осуществляется Отправителем.
2.5. В ситуации задержки доставки груза Перевозчик обязуется проинформировать об этом Отправителя и получателя (указанным способом, например, по электронной почте или факсу) в течение ______ (указать период) с момента выявления обстоятельств, способных повлиять на сроки доставки.
2.6. Все иные аспекты, связанные с условиями и порядком перевозки груза, регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
Здесь расписаны практические моменты перевозки. Кто и что физически делает: погружает, выгружает, обеспечивает оборудованием. Важно, что основные работы лежат на Перевозчике. Пункт про опломбирование защищает Отправителя, так как пломба — это гарантия того, что груз не вскрывали в пути. Обязанность информировать о задержках помогает всем сторонам скорректировать свои планы. Отсылка к законодательству означает, что во всех ситуациях, не описанных в договоре, нужно руководствоваться законами России.
3. ПЛАТА ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА
3.1. Общая стоимость перевозки груза (провозная плата) составляет ______ (______) рублей, включая НДС в сумме ______ (______) рублей.
3.2. Оплата провозной платы Отправителем производится в следующем порядке: часть суммы в размере ______ (______) рублей, включая НДС ______ (______) рублей, подлежит оплате не позднее чем за ______ (______) рабочих дней до согласованной даты подачи транспортного средства (предварительная оплата). Оставшаяся часть провозной платы в размере ______ (______) рублей, включая НДС ______ (______) рублей, оплачивается Отправителем в течение ______ (______) рабочих дней после факта доставки груза.
3.3. Начисление и уплата процентов на суммы оплат по Договору не производятся.
3.4. Все расчеты между Сторонами осуществляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный в ст. 9 Договора.
3.5. Обязательства Отправителя по оплате считаются выполненными на дату зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Перевозчика.
Это финансовый раздел договора. В нем четко прописана полная стоимость услуги и как она делится. Часть денег вносится заранее (аванс), что дает Перевозчику уверенность в сделке, а оставшаяся сумма — после успешной доставки, что защищает интересы Отправителя. Важно понимать, что момент оплаты считается не когда вы отправили платеж, а когда деньги «пришли» на счет Перевозчика. Это может занять 1-3 банковских дня, что нужно учитывать при соблюдении сроков оплаты.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. В случае невывоза груза по вине Перевозчика, Отправитель имеет право взыскать с Перевозчика штраф в размере ______ (______) процентов от провозной платы.
4.2. За несвоевременную подачу транспортного средства под погрузку Отправитель вправе взыскать с Перевозчика неустойку (пени) в размере ______ (______) процентов от провозной платы за каждый полный час опоздания.
4.3. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия для перевозки и до момента выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить. Размер ответственности определяется законодательством.
4.4. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, если они произошли по причине ненадлежащей упаковки груза, обеспеченной Отправителем.
4.5. За просрочку доставки груза Отправитель вправе требовать с Перевозчика возмещения причиненных убытков.
4.6. За просрочку доставки груза Отправитель также вправе взыскать с Перевозчика неустойку (пени) в размере ______ (______) процентов от провозной платы за каждый день задержки, но не более общей суммы провозной платы.
4.7. В случае нарушения сроков оплаты Перевозчик вправе требовать с Отправителя уплаты неустойки (пени) в размере ______ (______) процентов от неоплаченной суммы за каждый день просрочки.
4.8. За непредъявление груза для перевозки Перевозчик вправе взыскать с Отправителя штраф в размере ______ (______) процентов от провозной платы.
4.9. За неуказание в транспортной накладной специальных отметок, необходимых мер предосторожности при перевозке либо за предоставление неверных сведений о свойствах груза, Перевозчик вправе взыскать с Отправителя штраф в размере 20 процентов от провозной платы.
4.10. За задержку (простой) транспортного средства, поданного под погрузку, Перевозчик вправе взыскать с Отправителя неустойку в размере ______ процентов от провозной платы за каждый полный час простоя.
4.11. Отправитель обязуется возместить Перевозчику убытки, включая суммы, выплаченные им третьим лицам, в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой документов, необходимых для беспрепятственной перевозки груза (согласно санитарным, таможенным, карантинным и иным правилам).
4.12. Перевозчик обязуется возместить реальный ущерб, причиненный в результате случайной утраты, недостачи или повреждения груза, в том числе произошедших из-за случайного возгорания транспортного средства, ДТП, противоправных действий третьих лиц.
4.13. Во всех иных случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность согласно действующему законодательству РФ.
Это раздел о «штрафах» и последствиях, если что-то пойдет не так. Он защищает интересы обеих сторон. Для Отправителя: если груз не забрали, опоздали или повредили. Для Перевозчика: если груз не предоставили, не оплатили услугу или предоставили о нем ложные сведения (например, перевозили опасный груз под видом обычного). Обратите внимание, что ответственность за плохую упаковку лежит на Отправителе. Пункт про возмещение реального ущерба означает, что компенсируется только прямая стоимость груза, но не упущенная выгода.
5. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
5.1. Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение условий Договора, если это произошло по причинам непреодолимой силы (форс-мажор), к которым относятся: чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, такие как запретительные действия властей, массовые беспорядки, эпидемии, блокада, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и иные стихийные бедствия; временные ограничения или запреты на движение транспорта по автодорогам, введенные официально по причинам, не зависящим от Сторон; иные обстоятельства, неподконтрольные Отправителю, Перевозчику или получателю.
5.2. При наступлении подобных обстоятельств Сторона обязана уведомить другую Сторону в течение ______ (______) рабочих дней.
5.3. Наличие и продолжительность действия обстоятельств непреодолимой силы подтверждаются документом, выданным уполномоченным государственным органом.
5.4. Если действие обстоятельств непреодолимой силы продолжается более ______, каждая из Сторон вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора.
Этот раздел описывает ситуации, когда никого нельзя винить. Так называемый «форс-мажор» — это чрезвычайные события, которые нельзя было предвидеть или предотвратить: ураганы, наводнения, правительственные запреты, войны, теракты. Если такое случилось, стороны не штрафуют друг друга. Но есть важное условие: о случившемся нужно срочно сообщить партнеру и предоставить официальное подтверждение (например, справку из МЧС). Если форс-мажор затягивается надолго, договор можно расторгнуть без последствий.
6. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1. Настоящий Договор вступает в юридическую силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует в течение ______ (______) с даты его заключения.
6.2. Любые изменения и дополнения к Договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон. Такие дополнительные соглашения становятся неотъемлемой частью Договора.
6.3. Договор может быть расторгнут досрочно по взаимному согласию Сторон либо по требованию одной из них в порядке и по основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Здесь указано, сколько времени договор будет действовать (например, год или на одну конкретную перевозку). Главное правило: любые изменения — новые цены, другие сроки, дополнительные условия — должны быть оформлены на бумаге и подписаны обеими сторонами. Устные договоренности в бизнесе не работают. Досрочно расторгнуть договор можно либо полюбовно, подписав соглашение о расторжении, либо через суд, если одна из сторон грубо нарушила свои обязательства.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Все разногласия и споры, возникающие в связи с заключением, исполнением, толкованием или расторжением Договора, Стороны обязуются разрешать путем проведения переговоров.
7.2. Если в ходе переговоров соглашение не достигнуто, заинтересованная Сторона направляет другой Стороне письменную претензию, подписанную уполномоченным лицом. Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или курьерской доставкой с получением расписки о вручении. Претензия считается врученной с момента ее доставки адресату или его представителю.
7.3. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и направить письменный ответ Отправителю в течение 30 (тридцати) дней с даты ее получения. Отправитель обязуется рассмотреть полученную претензию и направить ответ Перевозчику в течение ______ (______) рабочих дней с момента ее получения.
7.4. Если спор не урегулирован в досудебном (претензионном) порядке, либо если ответ на претензию не получен в установленный срок, спор подлежит передаче на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения ответчика в соответствии с законодательством РФ.
Это «инструкция» по решению конфликтов. Сначала всегда нужно попытаться договориться мирно. Если не получается — следующая обязательная ступень — отправка официальной письменной претензии. Это не просто письмо, а документ, который имеет юридическое значение. Только если после претензии согласия нет или вам вообще не ответили, можно обращаться в суд. Пропуск досудебного порядка часто приводит к тому, что суд просто оставляет иск без рассмотрения, поэтому этот этап очень важен.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Если Договором не установлено иное, уведомления, претензии и иные юридически значимые сообщения могут направляться Сторонами по факсу, электронной почте или иным способом связи, позволяющим достоверно установить отправителя и получателя.
8.2. Договор составлен в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
8.3. Неотъемлемой частью Договора является Приложение №1 – Спецификация.
Заключительные технические моменты. Определяется, как стороны могут обмениваться официальными бумагами — сегодня это часто делается по email. Указывается, что экземпляров договора два и они равнозначны. Также подтверждается, что Спецификация — такая же важная часть договора, как и все остальные пункты. Это значит, что условия, прописанные в Спецификации, обязательны к исполнению.
9. АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
Отправитель
Юр. адрес: ______
Почтовый адрес: ______
ИНН: ______ КПП: ______
Банк: ______
Рас./счёт: ______
Корр./счёт: ______
БИК: ______
Перевозчик
Юр. адрес: ______
Почтовый адрес: ______
ИНН: ______ КПП: ______
Банк: ______
Рас./счёт: ______
Корр./счёт: ______
БИК: ______
10. ПОДПИСИ СТОРОН
Отправитель ____________________ ____
Перевозчик ____________________ ____
Скачать документ
Скачать документ в формате Microsoft Word (docx) без комментариев эксперта.