Договор авторского заказа с автором сценария фильма

Описание документа

Если вы сценарист, получивший заказ на написание сценария для кинофильма, или если вы представляете кинокомпанию, планирующую заказать такой сценарий, этот договор станет правовым фундаментом вашего . Он предназначен для регулирования отношений между создателем литературной основы фильма (Автором) и продюсерской компанией (Заказчиком). Его цель – детально прописать творческий процесс, финансовые условия и, что самое важное, судьбу прав на созданное произведение.

Что регулирует этот договор?

Договор авторского заказа на сценарий фильма – это комплексный документ, который охватывает не только сам факт написания текста, но и весь сопутствующий процесс: обсуждение идеи, многоэтапные доработки, участие автора в подготовительном периоде, а также полную передачу всех прав на сценарий и будущий фильм продюсерской компании. Это один из самых важных документов в кинопроизводстве, так как сценарий является основой всего проекта.

Ключевые аспекты договора, которые важно понимать не-юристам:

1. Творческий процесс: от замысла до бесконечных правок. Договор четко определяет, что работа над сценарием редко заканчивается на первой версии. Процесс приемки предполагает три варианта:

  • Принятие: Идеальный исход, когда сценарий сразу устраивает Заказчика.
  • Принятие с доработкой: Самый распространенный сценарий. Заказчик дает замечания, а Автор обязан их внести. Цикл «правка-сдача-новые правки» может повторяться многократно.
  • Отклонение: Худший вариант, когда Заказчик считает сценарий непригодным и не подлежащим исправлению. В этом случае договор расторгается, но Заказчик сохраняет права на все написанные материалы, а Автор может получить указание в титрах (например, «в основу фильма легли материалы...»).
Важно, что Заказчик может требовать правок на любом этапе съемок, что делает работу автора протяженной во времени.

2. Полная передача прав – «продажа души». Самый значимый с юридической и финансовой точки зрения раздел – это уступка прав. Автор передает Заказчику исключительные права на сценарий и будущий фильм. Это не просто разрешение на использование, а полная передача прав собственности. В список входят не только очевидные права (на показ в кино и на ТВ), но и права, которые могут принести огромные доходы в будущем:

  • Право на римейк (): Заказчик может снять новый фильм по тому же сценарию с другими актерами и режиссером.
  • Право на сиквел (): Заказчик может снять продолжение, использу тех же персонажей.
  • Права на мерчендайз: Заказчик может создавать игрушки, видеоигры, комиксы и другой товар на основе персонажей и мира сценария.
Автор не получает никаких процентов от доходов с римейков, сиквелов или продажи игрушек. Все это включено в фиксированный гонорар.

3. Финансовые условия: фиксированный гонорар. Вознаграждение Автора является фиксированной суммой, которая выплачивается по частям (аванс, подготовительный период, монтажный период). Эта сумма является компенсацией как за труд, так и за передачу всех вышеуказанных прав. В отличие от некоторых зарубежных практик, в данном договоре, как правило, не предусмотрены проценты от кассовых сборов (роялти). Успех фильма в прокате не повлияет на доходы сценариста.

4. Упоминание в титрах и рекламе – вопрос чести. Для творческого человека крайне важно, чтобы его вклад был признан. Договор гарантирует, что имя Автора будет указано в титрах фильма и во всей рекламе в оговоренной форме («Автор сценария – ФИО»). Это не только вопрос профессиональной репутации, но и важный пункт для портфолио. Есть исключение для рекламных слоганов, где может упоминаться только имя режиссера или звезды.

5. Жесткая ответственность Автора. Договор содержит очень строгие условия для Автора, который решит отказаться от работы. Он обязан вернуть весь полученный аванс, компенсировать все убытки Заказчика и заплатить огромный штраф (в 10 раз больше гонорара!). Это делает односторонний выход из проекта практически невозможным после получения денег.

6. Гарантия оригинальности. Автор лично гарантирует, что сценарий является его оригинальным произведением и не нарушает права третьих лиц. В случае о плагиате вся финансовая и юридическая ответственность ложится на Автора.

Этот договор отражает реалии современного кинобизнеса, где продюсерская компания стремится получить максимальный контроль над интеллектуальной собственностью. Для сценариста критически важно перед подписанием понять, что он передает не просто текст, а все потенциальные возможности его коммерческого использования, и оценить, является ли предлагаемый гонорар справедливой компенсацией за это.

ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА С АВТОРОМ СЦЕНАРИЯ ФИЛЬМА

г. ______«______» ______ 2025 г.

______ в лице ______, действующего на основании ______, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и гр. ______, паспорт: серия ______, № ______, выданный ______, проживающий по адресу: ______, именуемый в дальнейшем «Автор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Заказчик поручает, а Автор принимает на себя обязательство создать литературный сценарий и написать дикторский текст к ______ фильму, временно или окончательно озаглавленному «______» (далее именуемый «Сценарий», документального фильма – далее именуется «Фильм»).

Автор обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором:

  • предоставить Заказчику Сценарий;
  • принять участие в создании режиссерской разработки.

Этот раздел определяет основную суть соглашения: Автор должен написать сценарий и дикторский текст для конкретного фильма. Указывается рабочее название проекта и тип фильма (в данном случае – документальный). Помимо написания, Автор обязан участвовать в создании режиссерской разработки, что подразумевает его вовлеченность в дальнейший производственный процесс. Это важный момент, так как сценарий часто требует доработок и адаптации на этапе подготовки к съемкам.

2. ПРИЕМКА СЦЕНАРИЯ

Автор обязуется написать Сценарий и предоставить Заказчику не позднее «______» ______ 2025 года. Заказчик обязуется рассмотреть Сценарий не позднее ______ дней со дня его представления.

Если написанный Автором Сценарий соответствует Основе и удовлетворяет требованиям Заказчика, то последний принимает его, о чем составляется соответствующий двусторонний акт.

Если Сценарий, по мнению Заказчика, нуждается в доработке, то Заказчик принимает его с условием доработки, что оформляется двусторонним актом. Автор вносит изменения на основании письменного требования Заказчика с указанием существа необходимых правок. Если внесенные изменения не устраивают Заказчика, он имеет право повторно обратиться с требованием о доработке. Сроки доработки устанавливаются по взаимному согласию Сторон.

Если Сценарий не соответствует требованиям Заказчика и, по его мнению, доработке не подлежит, Заказчик имеет право не принять такой Сценарий, письменно уведомив об этом Автора. В этом случае договор считается расторгнутым. За Автором сохраняется сумма вознаграждения, полученная им к моменту расторжения, а Заказчик имеет все права на созданные материалы с условием указания имени Автора в титрах следующим образом: «______».

В случае если Автор отказывается произвести доработку Сценария или произведенные им изменения не соответствуют требованиям, Заказчик имеет право привлечь другого автора. Автор гарантирует не препятствовать использованию имени другого автора в титрах. Если внесенные Заказчиком изменения не получат согласия Автора, последний будет иметь право изъять свое имя из титров, уведомив Заказчика заказным письмом в течение ______ дней после просмотра рабочей сборки Фильма. При привлечении третьих лиц для внесения изменений вознаграждение Автора уменьшается на сумму, выплаченную этим лицам.

В случае изменения названия Фильма, окончательное название выбирается по обоюдному согласию Заказчика, Автора и режиссера. При невозможности найти решение, окончательное решение остается за Заказчиком.

Это один из самых важных и сложных разделов, который детально описывает процедуру сдачи и приемки сценария. Он предусматривает три возможных исхода: принятие, принятие с доработкой и отклонение. Процедура доработки может быть многоэтапной, что требует от Автора гибкости и готовности к правкам. Самое жесткое условие – право Заказчика привлечь другого автора для переделки сценария, если Автор отказывается или не справляется, при этом уменьшая исходное вознаграждение. Право Автора изъять свое имя из титров (право на отзыв) – важная этическая гарантия, позволяющая дистанцироваться от результата, который его не устраивает. Раздел четко показывает, что финальное слово в творческих спорах обычно остается за Заказчиком (продюсером).

3. УЧАСТИЕ АВТОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФИЛЬМА

Стороны сознают, что в процессе производства Фильма может потребоваться изменение и дополнение Сценария. Автор вносит в Сценарий изменения по требованию Заказчика, предъявленному в письменном виде с точным указанием существа необходимых правок. Соответствующие изменения могут быть высказаны Заказчиком на любом этапе производства Фильма.

Этот раздел признает, что создание фильма – динамичный процесс, и сценарий часто требует корректировок непосредственно во время съемок (например, из-за погодных условий, доступности локаций, творческих находок режиссера или актеров). Автор обязуется оперативно вносить эти изменения, что делает его работу не разовой, а протяженной во времени, вплоть до окончания монтажа. Это подчеркивает ongoing характер collaboration автора сценария со съемочной группой.

4. УСТУПКА ПРАВ

Автор уступает Заказчику исключительные имущественные права на использование Сценария и Фильма на срок действия авторского права на территории всего мира, включая:

  • права на воспроизведение, тираж;
  • права на распространение, импорт;
  • права на публичный показ, исполнение, передачу в эфир, сообщение по кабелю и интернету;
  • права на переработку, перевод, дублирование, субтитрирование;
  • права на публичный коммерческий и некоммерческий показ;
  • права на рекламу фрагментов Фильма;
  • права на римейк (создание нового фильма по той же теме);
  • права на сиквел (продолжение);
  • права на использование элементов для изготовления игр, игрушек, товаров (мерчендайз).

Заказчик самостоятельно осуществляет распоряжение уступленными правами, заключая любые договоры с третьими лицами.

Автор обязуется не разрешать не кинематографической версии Сценария в течение 4-х лет со дня подписания договора.

Автор дает согласие на купюры или изменения монтажа в целях цензуры или получения разрешения на коммерческую эксплуатацию на некоторых территориях.

Автор разрешает Заказчику заключать договоры по прокату, в которых произведение может прерываться рекламными паузами.

Это ключевой коммерческий раздел договора. Автор передает Заказчику не просто права на использование сценария, а практически все возможные исключительные права на весь срок их действия и по всему миру. Этот список невероятно широк и включает не только традиционные права на показ фильма, но и права на римейки, сиквелы, а также на создание мерчендайза (игрушек, игр и т.д.). Это означает, что если на основе этого сценария будут созданы успешные франшизы или товары, Автор не будет получать от этого дополнительных доходов. Уступка прав является полной и безусловной. Ограничение на создание не кинематографических версий в течение 4 лет защищает коммерческие интересы Заказчика, давая ему фору для реализации проекта.

5. СРОК УСТУПКИ ПРАВ

Все права уступлены Заказчику в качестве исключительных на весь срок действия авторского права на Сценарий и Фильм.

В случае досрочного расторжения Договора, Заказчик в любом случае имеет все права на созданные ко дню расторжения материалы и проведенные Автором работы.

Права передаются на максимально возможный срок – всю жизнь автора плюс 70 лет после его смерти. Это стандартная практика для подобных договоров в кинобизнесе. Важное условие: даже при досрочном расторжении договора (например, из-за конфликта) Заказчик сохраняет права на все, что было создано Автором до момента расторжения. Это защищает инвестиции Заказчика в проект.

6. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

За выполнение работ по Договору, а также уступку прав, Заказчик обязуется выплатить Автору вознаграждение в размере ______ рублей за весь сценарий и написание дикторского текста Фильма.

Вознаграждение является фиксированным и включает в себя как оплату труда по написанию сценария, так и компенсацию за передачу всех вышеперечисленных исключительных прав. Это разовый платеж, не зависящий от будущих кассовых сборов или иных доходов от фильма.

7. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

Вознаграждение выплачивается Заказчиком в следующем порядке:

  • ______ % общей суммы – при подписании Договора (аванс);
  • ______ % общей суммы – в подготовительном периоде;
  • ______ % общей суммы – в монтажно-тонировочном периоде.

Выплаты производятся не позднее ______ числа месяца, следующего за месяцем, в котором был завершен соответствующий производственный период.

Установлен поэтапный график выплат, привязанный к ключевым стадиям производства фильма. Аванс при подписании дает Автору финансовую уверенность на старте. Последующие платежи стимулируют его вовлеченность в процесс вплоть до завершения монтажа. Такой порядок расчетов является стандартным и балансирует интересы обеих сторон.

8. РЕКЛАМА

Во всей рекламе по всему миру, а также в титрах Фильма, имя Автора будет указано следующим образом: Автор сценария – ______.

В титрах это упоминание демонстрируется отдельным неподвижным кадром.

Во всей рекламе упоминание имени Автора является обязательным, за исключением специальной рекламы с использованием рекламного лозунга, где может упоминаться только имя режиссера.

Заказчик несет ответственность за исполнение этих правил в рекламе, осуществляемой им самим или его дистрибьюторами.

Для Автора этот раздел крайне важен, так как он гарантирует его упоминание в титрах и рекламе. Это вопрос профессионального признания и репутации. Условие об обязательном упоминании во всей рекламе (кроме случаев с рекламными слоганами) является сильной защитой авторского имени. Заказчик берет на себя обязательство контролировать соблюдение этого правила всеми партнерами по дистрибуции.

9. ЗАЩИТА ПРАВ

Автор гарантирует, что при создании Сценария им не нарушены авторские права других лиц, что передаваемые права свободны от обязательств. В случае несоблюдения данной гарантии Автор выплачивает Заказчику штраф в размере ______ рублей, обязуется урегулировать все претензии и возместить Заказчику все причиненные убытки, включая упущенную выгоду и судебные издержки.

Заказчик имеет право привлекать к ответственности за нарушение прав на Фильм за свой счет и риск.

На Автора возлагается полная ответственность за оригинальность сценария. Если выяснится, что сценарий содержит плагиат или нарушает права третьих лиц, Автор несет серьезные финансовые последствия: штраф и обязанность компенсировать все убытки Заказчика. Это перекладывает все юридические риски, связанные с чистотой прав, на создателя сценария.

10. ПЕРЕУСТУПКА ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

Заказчик имеет право переуступить третьим лицам по своему выбору полностью или частично свои права и обязанности по договору при условии извещения Автора и возложения на правопреемника обязанности соблюдения условий договора.

Заказчик может продать или иным образом передать весь проект другому лицу или компании. Это обычная практика в кинобизнесе, где права на проекты часто перепродаются. Автор должен быть готов к тому, что его контрагентом может стать другая компания, но условия его договора при этом останутся неизменными.

11. ОТКАЗ АВТОРА

В случае если Автор откажется выполнять обязанности по договору, он обязан возвратить суммы выплаченного вознаграждения, возместить все убытки и выплатить штраф в размере 10-тикратной суммы вознаграждения.

Это одно из самых суровых условий договора. Односторонний отказ Автора от работы влечет за собой катастрофические финансовые последствия: возврат всех полученных денег, компенсацию убытков и огромный штраф. Это мощный сдерживающий фактор, который делает выход из проекта практически невозможным для Автора после получения аванса.

12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

За неисполнение обязательств Стороны несут ответственность по нормам законодательства РФ.

В случае нарушения сроков передачи Сценария по вине Автора, он несет материальную ответственность в размере ______ % от вознаграждения за каждый просроченный рабочий день.

Помимо общей ответственности по закону, для Автора установлена конкретная финансовая санкция за срыв сроков сдачи сценария в виде процента от гонорара за каждый день просрочки. Это мотивирует его соблюдать установленные дедлайны.

13. ФОРС-МАЖОР

Стороны освобождаются от ответственности при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, войны, действия органов власти, болезнь Автора и др.).

Если обстоятельства длятся более ______ дней, Заказчик имеет право приостановить договор или прекратить обязательства на время действия форс-мажора.

В случае если болезнь Автора продлится свыше ______ дней, работа над Фильмом может быть возобновлена или продолжена другим автором.

Стандартный раздел, защищающий стороны в случае непредвиденных катастроф. Особенность – прямое упоминание болезни Автора как форс-мажорного обстоятельства. Если болезнь затягивается, Заказчик получает право привлечь другого сценариста для спасения проекта, что является разумным условием для дорогостоящего кинопроизводства.

14. УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

При неисполнении условий договора и неполучении ответа на уведомление в течение ______ дней, договор считается расторгнутым по волеизъявлению другой стороны.

p>В случае если Автор откажется от исполнения Договора, он может быть расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке.

Прописываются процедуры расторжения договора. Основной путь – направление официального уведомления с последующим расторжением в случае бездействия нарушившей стороны. Для случая одностороннего отказа Автора предусмотрено упрощенное расторжение Заказчиком.

15. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Договор вступает в силу с даты подписания.

Изменения и дополнения действительны, если оформлены письменно и подписаны сторонами.

Разногласия решаются путем переговоров, а при недостижении согласия – в установленном законом порядке.

Во всем остальном стороны руководствуются законодательством РФ.

Договор подписан в 2-х экземплярах, по одному для каждой стороны.

Заключительные общие положения: порядок вступления в силу, внесения изменений, разрешения споров и применения законодательства. Стандартные для любого договора условия.

16. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Заказчик
Юр. адрес: ______
Почтовый адрес: ______
ИНН: ______
КПП: ______
Банк: ______
Рас./счёт: ______
Корр./счёт: ______
БИК: ______
Автор
Регистрация: ______
Почтовый адрес: ______
Паспорт серия: ______
Номер: ______
Выдан: ______
Кем: ______
Телефон: ______

17. ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик
______
Автор
______

Скачать документ

Скачать документ в формате Microsoft Word (docx) без комментариев эксперта.

Похожие документы

Авторский договор о передаче исключительных и неисключительных прав на использование произведения
Договор на юридическое сопровождение государственной регистрации товарного знака
Авторский договор с дизайнером между юридическим и физическим лицом
Договор на юридическое сопровождение государственной регистрации товарного знака
Авторский договор с художником между юридическим и физическим лицом
Авторский договор с дизайнером между юридическим и физическим лицом
Договор авторского заказа на создание объекта авторского права для мультимедиа продукта
Договор авторского заказа на изготовление материалов и их публикацию
Договор авторского заказа на озвучивание фильма или видеоролика
Договор авторского заказа на перевод произведения
Договор авторского заказа на разработку киносценария
Договор авторского заказа на совместное создание песен с условием о предоставлении прав
Договор авторского заказа на создание и постановку кинофильма
Договор авторского заказа на создание музыкального произведения с передачей прав
Договор авторского заказа на создание мультимедиа продукта
Договор авторского заказа на создание программных компонентов с отчуждением исключительных прав
Договор авторского заказа на создание произведения искусства
Договор авторского заказа на создание сборника форм и образцов документов с отчуждением исключительного права
Договор авторского заказа на создание электронного средства массовой информации в сети Интернет
Договор авторского заказа на фотосъемку с отчуждением исключительного права