Договор авторского заказа на разработку киносценария
Описание документа
Если вы писатель, сценарист или творческая группа, которой поступил заказ на написание сценария для кино, или если вы представляете кинокомпанию, планирующую заказать такой сценарий, этот договор – ваш фундамент для успешного сотрудничества. Он предназначен для регулирования отношений между создателями сценария (Авторами) и компанией-заказчиком (Кинокомпанией). Его главная цель – четко прописать, кто, что и в какие сроки должен сделать, а также как передаются права на готовый интеллектуальный продукт.
Что такое договор авторского заказа на киносценарий?
По своей сути, это официальное соглашение, по которому одна сторона (Авторы) обязуется создать по заданию другой стороны (Кинокомпании) уникальное произведение – киносценарий. Вторая сторона обязуется этот сценарий принять и оплатить. Ключевой момент, который отличает этот договор от простого оказания услуг, – он предусматривает не только оплату труда, но и передачу исключительных прав на созданное произведение. Это значит, что после подписания акта сдачи-приемки именно Кинокомпания становится полноправным владельцем сценария и может использовать его по своему усмотрению: снимать фильм, перерабатывать, продавать права на адаптацию и т.д.
Ключевые разделы договора и на что обратить внимание:
1. Предмет договора и передача прав. Это сердцевина документа. Внимательно прочитайте, что именно вы передаете. Авторы, помните: вы передаете исключительное право, то есть право использовать сценарий любым законным способом. Однако за вами навсегда сохраняются неотчуждаемые личные права: право считаться автором произведения и право на защиту своей репутации. Кинокомпания, убедитесь, что договор четко фиксирует факт отчуждения исключительных прав, чтобы в будущем у вас не возникло споров с авторами.
2. Сроки и порядок сдачи работы. Договор должен иметь четкий и реалистичный график, который обычно выносится в отдельное приложение «Календарный план». Прописывается поэтапная сдача материалов (например, синопсис, , первая версия сценария, финальная версия) с подписанием промежуточных актов. Это позволяет контролировать процесс и своевременно вносить правки. Авторы, пользуйтесь правом сдавать работу досрочно – это всегда производит хорошее впечатление.
3. Оплата. В договоре четко прописывается общий размер вознаграждения. Стандартная практика – выплата аванса (например, 30-50% от общей суммы) после подписания договора. Это позволяет авторам сосредоточиться на работе без финансового стресса. Окончательный расчет производится после полной сдачи и приемки готового сценария. Обратите внимание, что вознаграждение обычно включает в себя как плату за труд, так и компенсацию за передачу прав.
4. Конфиденциальность. Для кинопроектов это крайне важно. Идеи и сюжеты являются большой ценностью. Раздел о конфиденциальности обязывает обе стороны не разглашать детали сценария и условия договора третьим лицам до согласованного момента (например, до официального анонса проекта). Нарушение этого пункта может привести к материальной ответственности.
5. Ответственность и форс-мажор. В разделе об ответственности прописываются штрафные санкции за срыв сроков, некачественное исполнение или нарушение авторских прав. Для авторов часто устанавливается ограничение ответственности суммой реального ущерба. Раздел о форс-мажоре защищает обе стороны в случае наступления непредвиденных обстоятельств (войны, стихийные бедствия, действия государственных органов), делающих исполнение договора невозможным.
6. Приложения. Договор неполон без технического задания (ТЗ) и календарного плана. ТЗ должно максимально подробно описывать требования к сценарию: жанр, основная идея, характеристики главных героев, хронометраж, целевая аудитория и т.д. Чем детальнее ТЗ, тем меньше недопонимания в процессе работы.
Использование данного договора помогает выстроить ясные, прозрачные и защищенные с юридической точки зрения отношения между создателями и инвесторами творческого продукта, минимизируя риски и закладывая основу для успешной реализации кинопроекта.
ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА НА РАЗРАБОТКУ КИНОСЦЕНАРИЯ
| г. ______ | «______» ______ 2025 г. |
______ в лице ______, действующего на основании ______, именуемый в дальнейшем «Авторы», с одной стороны, и ______ в лице ______, действующего на основании ______, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Сценарий – это киносценарий, создаваемый согласно требованиям Кинокомпании. Он представляет собой интеллектуальный продукт, служащий основой для будущего кинофильма, и включает литературный текст, дополненный графическими материалами, нотами, фотографиями и другой информацией. Сценарий содержит объекты авторского права и смежных прав и считается сложным составным произведением. Передается на материальном носителе: ______.
Кинофильм – это аудиовизуальное произведение, которое может быть выполнено в художественной, документальной, научно-популярной, учебной, анимационной или телевизионной форме. Оно состоит из последовательности кадров, объединенных общей темой, и предназначено для просмотра с использованием специальных технических средств. Фильм длительностью от 52 минут считается полнометражным, менее 52 минут – короткометражным.
Правообладателями исключительного права на Сценарий признаются Авторы – граждане РФ, которые его создали.
Сценарий разрабатывается на основе ______ с согласия первоначального автора и с выплатой ему вознаграждения, с обязательным указанием его имени и источника заимствования.
Кинокомпания подтверждает, что имеет согласие автора исходного произведения на создание Сценария и самостоятельно решает вопросы по выплате ему авторского вознаграждения.
В этом разделе даются четкие определения основным понятиям, которые используются в договоре. Это нужно, чтобы обе стороны одинаково понимали, что такое «Сценарий», «Кинофильм», кто является «Авторами» и «Правообладателями». Определяется основа, на которой создается сценарий (например, по мотивам книги), и подтверждается, что у Кинокомпании есть все необходимые права от первоначального автора для начала работы. Это основа, которая предотвращает будущие споры о предмете договора.
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Авторы принимают на себя обязательство разработать Сценарий по заданию Кинокомпании. Кинокомпания, в свою очередь, обязуется принять готовый Сценарий и произвести его оплату. В момент передачи готового Сценария Авторы за установленное вознаграждение передают Кинокомпании исключительное право на него.
Сроки выполнения работ по этапам указаны в календарном плане, который является Приложением №1 к настоящему договору. Авторы имеют право сдавать готовые части Сценария раньше установленного срока.
Приемка выполненных работ Кинокомпанией у Авторов осуществляется поэтапно, а также в целом по факту завершения, что подтверждается подписанием двустороннего акта приема-передачи.
За Авторами сохраняются неотчуждаемые личные неимущественные права (например, право считаться автором произведения).
Авторы обязуются после передачи Сценария оказывать Кинокомпании всемерное содействие в его использовании по ее просьбе.
Сценарий необходим Кинокомпании для ______.
Все расходы, связанные с созданием Сценария и передачей исключительных прав, Авторы несут за счет выплачиваемого им вознаграждения, если договором не установлено иное.
Это самый главный раздел договора. В нем описывается самая суть сделки: что именно должны сделать Авторы (разработать сценарий), а что должна сделать Кинокомпания (принять и оплатить). Здесь же зафиксирован ключевой момент – передача исключительных прав на сценарий Кинокомпании, что означает, что именно она будет правообладателем и сможет использовать сценарий по своему усмотрению. Также прописываются организационные моменты: график работы, порядок сдачи этапов и то, что авторское имя создателей остается за ними навсегда.
3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
Кинокомпания предоставляет Авторам техническое задание и требования к Сценарию. Авторы передают Кинокомпании весь готовый Сценарий по акту приема-передачи, а его отдельные завершенные части – по промежуточным актам.
Кинокомпания обязуется использовать переданный Сценарий строго в соответствии с условиями, оговоренными в настоящем договоре.
Кинокомпания гарантирует соблюдение законных интересов и неотчуждаемых личных неимущественных прав Авторов.
В этом разделе подробно расписывается, кто что должен делать в процессе работы. Кинокомпания дает задание и принимает работу по актам, что является важным доказательством выполнения обязательств. Авторы обязаны сдавать работу в установленном порядке. Отдельно подчеркивается, что Кинокомпания не только покупает права, но и обязуется уважать личные права авторов, например, всегда указывать их имена в титрах.
4. ОПЛАТА
Кинокомпания выплачивает Авторам разовое вознаграждение в размере ______ рублей за разработку Сценария и за передачу исключительного права на него.
В счет данного вознаграждения Кинокомпания выплачивает Авторам аванс в сумме ______ рублей в течение ______ дней с даты подписания договора.
Окончательный расчет по вознаграждению производится Кинокомпанией в течение ______ дней с момента передачи готового Сценария и исключительного права на него.
Все налоги, сборы и иные расходы, связанные с заключением и исполнением договора, каждая из Сторон несет самостоятельно в соответствии с действующим законодательством РФ.
Здесь всё о деньгах. Указывается общая сумма вознаграждения авторов, которая складывается из стоимости их работы и платы за передачу прав. Прописывается порядок выплат: сначала аванс (что помогает авторам начать работу), а затем окончательный расчет после сдачи всего проекта. Также важно, что каждая сторона сама платит причитающиеся ей налоги, что исключает финансовые претензии в будущем.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Сторона, не исполнившая свои обязательства по договору, обязана возместить другой Стороне причиненные ей убытки.
Если Авторы не исполнят или исполнят ненадлежащим образом свои обязательства по договору, они обязаны вернуть Кинокомпании полученный аванс, а также уплатить неустойку в размере ______ рублей.
В случае нарушения Кинокомпанией неотчуждаемых авторских прав Авторов, она обязана уплатить им неустойку в размере ______ рублей.
Ответственность Авторов по договору ограничивается суммой реального ущерба, причиненного Кинокомпании. Договором может быть установлен меньший размер ответственности.
Уплата неустойки и возмещение убытков при ненадлежащем исполнении обязательств не освобождают Стороны от необходимости исполнить обязательство в натуре (то есть выполнить работу).
Возмещение убытков и уплата неустойки за неисполнение обязательства освобождают Стороны от его исполнения.
Это «штрафной» раздел. Он описывает последствия, если кто-то нарушит условия договора. Для авторов это, как правило, возврат аванса и выплата неустойки в случае срыва сроков или некачественной работы. Для кинокомпании – штраф за нарушение авторских прав (например, если не укажет автора). Важный момент – ответственность авторов часто ограничивается суммой реального ущерба, что защищает их от гипотетически огромных исков.
6. ФОРС-МАЖОР
Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств, если оно стало следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). К таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения), войны, военные действия, действия государственных органов и другие чрезвычайные события, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить.
Сторона, на которую воздействуют форс-мажорные обстоятельства, обязана незамедлительно уведомить об этом другую Сторону в письменной форме, описав характер обстоятельств и их предполагаемое влияние на исполнение договора.
После прекращения действия этих обстоятельств Сторона должна незамедлительно уведомить об этом другую Сторону и указать новый срок исполнения обязательств.
Если Сторона не направит или несвоевременно направит такое уведомление, она обязана возместить другой Стороне убытки, вызванные этим.
По запросу другой Стороны, сторона, ссылающаяся на форс-мажор, должна предоставить подтверждающий документ от торговой палаты или иного компетентного органа.
Срок исполнения обязательств по договору продлевается на время действия форс-мажорных обстоятельств и их последствий.
Если форс-мажорные обстоятельства длятся более ______ месяцев, или с самого начала ясно, что они будут действовать дольше этого срока, Стороны проводят переговоры для поиска альтернативных путей исполнения договора. Любая из Сторон вправе отказаться от договора. В этом случае каждая сторона возвращает другой все полученное по договору, убытки при этом не возмещаются.
Этот раздел – своего рода «страховка» от непредвиденных событий. В нем перечисляются обстоятельства, при наступлении которых стороны не будут нести ответственность за срыв сроков (например, из-за землетрясения или введения военного положения). Главное – своевременно уведомить партнера о проблеме. Если форс-мажор затягивается надолго, у сторон есть право расторгнуть договор без взаимных претензий, вернув всё, что было получено.
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Кинокомпания гарантирует сохранение конфиденциальности в отношении содержания как самого договора, так и Сценария. Она обязуется принимать все необходимые меры для предотвращения разглашения этих сведений без письменного согласия Авторов. Аналогичные обязательства по сохранению конфиденциальности возлагаются и на Авторов.
Стороны несут ответственность за нарушение конфиденциальности даже бывшими сотрудниками и контрагентами, правовые отношения с которыми уже прекращены.
p>В случае разглашения конфиденциальной информации, содержащейся в Сценарии, Кинокомпания обязана возместить Авторам понесенные ими прямые убытки. Такую же ответственность несут и Авторы за разглашение информации Кинокомпании.Обязательства по сохранению конфиденциальности остаются в силе в течение ______ лет после окончания срока действия договора или его досрочного расторжения.
Конфиденциальность – ключевой момент в творческих проектах. Этот раздел обязывает обе стороны хранить в секрете идеи, сюжетные повороты и другие детали сценария до его официальной презентации. Это защищает уникальность продукта. Нарушение этого пункта влечет за собой материальную ответственность. Важно, что обязанность молчать сохраняется даже после окончания действия договора.
8. ЗАЩИТА ПЕРЕДАВАЕМОГО ПРАВА
Если после заключения договора какое-либо третье лицо оспорит право Авторов на Сценарий, Стороны обязуются незамедлительно, после получения такой информации, предпринять совместные действия по защите прав Авторов.
В случае предъявления к Кинокомпании претензий или исков о нарушении прав третьих лиц в связи с использованием прав по настоящему договору, Кинокомпания обязана известить об этом Авторов. Кинокомпания обязуется по согласованию с Авторами урегулировать такие претензии или обеспечить судебную защиту. Расходы и убытки, понесенные Кинокомпанией в связи с урегулированием таких споров, распределяются между Сторонами по договоренности.
Этот раздел – защита от «претензий из прошлого». Он предполагает, что авторы гарантируют оригинальность своей работы. Если же вдруг объявится кто-то, кто заявит о своих правах на идею или элементы сценария, стороны договора обязуются объединить усилия для защиты проекта. Они будут вместе участвовать в суде или досудебном урегулировании, а связанные с этим расходы делить между собой по согласованию.
9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Авторами и Кинокомпанией в связи с настоящим договором, Стороны будут стремиться разрешить путем переговоров.
Если в ходе переговоров соглашение не будет достигнуто, споры подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здесь прописан стандартный для договоров порядок решения конфликтов. Сначала стороны должны сесть за стол переговоров и попытаться договориться полюбовно. Это самый быстрый и дешевый способ. Если же компромисс найти не удается, последней инстанцией становится суд, который и будет разбираться, кто прав, а кто виноват, на основании представленных документов и доказательств.
10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ
Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и становится для них обязательным.
Готовый Сценарий должен быть передан Кинокомпании не позднее «______» ______ 2025 г.
Срок разработки Сценария исчисляется с момента начала работы Авторов до момента передачи готового Сценария Кинокомпании.
Если к установленному сроку Сценарий не готов к передаче по уважительным причинам, Авторам может быть предоставлен дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четверть от первоначального срока исполнения договора. Договором может быть установлен более длительный льготный срок.
По истечении льготного срока Кинокомпания вправе в одностороннем порядке отказаться от договора.
Кинокомпания также вправе отказаться от договора сразу по окончании первоначального срока его исполнения, если из условий договора очевидно, что при нарушении срока Кинокомпания теряет интерес к проекту.
Авторы вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке до получения аванса в следующих случаях: ______.
Обязательство по созданию Сценария прекращается в одностороннем порядке Авторами в случае ликвидации Кинокомпании.
Договор действует до полного исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств.
Окончание срока действия договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения, допущенные в период его действия.
В этом разделе прописываются все временные аспекты: когда договор начинает действовать, какой крайний срок сдачи работы и что происходит, если сроки нарушены. Важно, что авторам дается некий «бонусный» период на доделки, если есть уважительные причины. Также описываются условия, при которых любая из сторон может расторгнуть договор в одностороннем порядке (например, при ликвидации компании-заказчика).
11. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
Все вопросы, не нашедшие отражения в тексте настоящего договора, регулируются действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами.
Договор составлен в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, – по одному для каждой из Сторон.
Приложения:
- Требования к Сценарию.
- Календарный план работ.
Это заключительный раздел, который содержит «общие положения». Он подтверждает, что российское право является основным для interpreting договора, что все договоренности по изменению условий должны быть письменными (устные обещания не считаются), и что у каждой стороны есть свой экземпляр договора. Также перечисляются обязательные приложения, без которых договор неполон – это техническое задание и календарный план.
12. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
| Авторы Юр. адрес: ______ Почтовый адрес: ______ ИНН: ______ КПП: ______ Банк: ______ Рас./счёт: ______ Корр./счёт: ______ БИК: ______ |
Заказчик Юр. адрес: ______ Почтовый адрес: ______ ИНН: ______ КПП: ______ Банк: ______ Рас./счёт: ______ Корр./счёт: ______ БИК: ______ |
13. ПОДПИСИ СТОРОН
| Авторы ______ |
Заказчик ______ |
Скачать документ
Скачать документ в формате Microsoft Word (docx) без комментариев эксперта.